Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про персонализацию поисковой выдачи.

Поисковики развиваются и совершенствуются. Внедряются новые фишки, которые задуманы как улучшение для пользователей и возможность больше зарабатывать для компании-разработчика. Одна из таких — персонализированная выдача. В этой статье разберемся, что такое персонализация поиска, зачем она нужна, какие плюсы и минусы к персонализации поиска, как её отключить и как вебмастеру работать с персонализацией.

Что такое персонализация поисковой выдачи

Последние 9 лет Гугл и последние 7 лет Яндекс подстраиваются под пользователя — под его местоположение, устройство, блок интересов и конкретные сайты, на которые он заходит чаще всего. На основе этих факторов формируется поисковая выдача, которая будет уникальна для каждого человека.

Персонализация поиска — страница выдачи с учетом следующих данных: географии, устройства, демографии, блока интересов и самых частых сайтов.

Алгоритмы у поисковиков разные, но суть одна: чтобы пользователю было удобнее искать информацию, ему выдают страницы с учетом всех имеющихся у поисковика данных. В некоторых областях это практически не нужно (при поиске общей информации или аналитики), но в других — удобная вещь (ближайшие кафе, рестораны, кинотеатры и т. д.).

Сейчас практически все поисковики — Yandex, Google, Yahoo, Mail и даже китайский Baidu — используют персонализированную выдачу. Больше всех в этом преуспел Google. У него практически 100% всей выдачи персонализировано. В других поисковиках эта цифра может достигать 70-80%.

Как возникла персонализированная выдача

Идея персонализированной выдачи впервые появилась у разработчиков Google. В 2010 году они начали активно тестировать свою систему. Сначала по региональным запросам вроде «ближайшее метро» или «ближайшее кафе». Система показала себя неплохо, но нужно было приучить пользователя к тому, что можно задавать такие запросы, и поисковик поймет. На это потребовалось несколько лет.

В 2012 году в дело вступил и отечественный Яндекс. Можно вспомнить популярные рекламы, где пользователи вбивали запрос «Кафе рядом» и подобные. Так формировалась не только первая персонализированная выдача, но и доносилась мысль, что сейчас так действительно можно делать.

Система персонализации приносила не только новых пользователей, но еще и дополнительные рекламные деньги в блоках «рядом». Дальше все пошло в более интересную сторону. Вместо того, чтобы ограничиваться географией, систему начали учить читать дополнительные параметры. Это был блок интересов и личной информации о пользователе. Тогда же появились первые запросы «куда сходить» и «что сделать».

Сейчас система развивается именно в эту сторону — чтобы каждый согласно своим интересам мог получить такую выдачу, которая ответила бы на все вопросы. И это касается не только региональных, но и личных предпочтений. Это постепенный переход от «я нахожусь в этом городе, и мне нужны именно эти заведения» до «мне интересно это и это, подскажи».

Персональный поиск в Яндексе

Персональный поиск Яндекса ориентируется на три фактора:

  • Регион. В региональной выдаче все может сильно меняться в зависимости от места. Уже давно распознается «… рядом» и учитывается ближайший запрошенный объект. Это может быть все, начиная от кафе и заканчивая конкретным товаром. Меняется не только в рамках города, но и в пределах района и даже дома.
  • История поиска. Яндекс учитывает индивидуальную историю поиска. На основе посещенных сайтов формируется что-то вроде «списка интересов». Показатели анализируются, и система также учитывает их при создании персонализированной выдачи. Это касается и спорных запросов вроде условного слова «персонализация» — кому-то она покажет в подсказках поисковую выдачу, а кому-то маркетинговый термин.
  • Избранные сайты. Страницы и сайты, на которые регулярно заходит пользователь, тоже учитываются в поисковой выдаче. И если на них есть определенный материал, такие страницы будут выше в выдаче, чем другие, на которые он не заходит.
  • Активности в соцсетях. Интересы в соцсетях — важный признак, по которому формируется поисковая выдача. Не только общая информация профиля, но еще и группы, посещенные страницы и информация со стены.
  • Голосовые команды помощнику. Алиса создавалась и рекламировалась не просто так. И не просто так сейчас в каждом Yandex-браузере. Каждая команда Алисе также будет учитываться в поиске. И если вы вдруг во время разговора случайно включили Алису и задали вопрос, а потом зашли в Яндекс с похожим запросом, то в странице поиска он будет учитываться.

После внедрения алгоритма «Королев» Яндекс сильно продвинулся в персонализации поисковой выдачи. Учитывается уже больше параметров, а система более точна. Со временем поисковик сможет точно учитывать интересы пользователя даже в общих запросах и делать персональную выдачу под них. Пока лучше всего себя показывают именно географические запросы.

Персональный поиск в Гугле

Google начал работать над персонализированной выдачей в 2008 году. Тогда была возможность голосовать за сайты и удалять некоторые из поисковой выдачи. Была проделана колоссальная работа, и видны различия между поиском от Яндекса. В целом, Гугл учитывает около 200 факторов. Самые важные из них:

  • География. Без неё никуда. В зависимости от регионов меняются конкретные запросы. Тоже с точностью до района и дома. Самый интересный пример: по запросу «футбол» в Британии увидят английскую лигу и новости мирового футбола, а вот в Америке будет именно американский футбол. То есть Гугл учитывает гео не только в специфических запросах в рамках города, но и в целом.
  • История поиска. Как и в случае с Яндексом, определяется список интересов и частые сайты. Чем чаще пользователь заходил на определенную страницу, тем выше она будет в поисковой выдаче. Но тут опять же, Гугл чуть дальше от Яндекса и уже точнее формирует список интересов и картину в целом. Поисковая выдача интересов работает лучше.
  • Мобильные факторы. Адаптивная версия, верстка и набор более мелких параметров тоже учитываются. У Гугла мобильный поиск стал практически другой вселенной.
  • Социальные активности. У всех, кто регистрировал аккаунт в Google+ есть личные данные. И машина тоже их учитывает при создании поисковой выдачи. Всё — от пола до списка интересов.
  • Другие продукты Google. Если у вас один аккаунт, поисковик будет учитывать все активности, которые вы проявляете. Причем с разных устройств. Практически вся информация будет отслеживаться и помогать делать поисковую выдачу.

Как бы странно это ни звучало, но Гугл со своими приложениям практически контролирует каждый шаг пользователя на компьютере и телефоне. И благодаря этому может учитывать большое количество параметров, которые и делают его поиск таким уникальным. У двух людей с разными интересами сложно увидеть хотя бы половину сайтов на первой странице выдачи по одному и тому же запросу. Особенно если он региональный.

Плюсы и минусы персонализации в поисковиках

У персонального поиска есть преимущества и недостатки.

Плюсы персонализации поиска:

  • Пользователи тратят меньше времени на поиск нужной информации. Согласно статистике, после внедрения персонализированного поиска люди стали тратить на 15% меньше времени на поиск информации. Особенно когда дело касается «описательных запросов» (вроде поиска фильма по актерам или конкретным эпизодам).
  • Региональная выдача стала гораздо удобнее. Запросы «рядом», «в городе», «куда сходить» и подобные стали действительно удобными. Теперь, чтобы посмотреть какую-нибудь киноафишу, не нужно вбивать ни город, ни кинотеатр. Он уже будет на первой строчке поиска или даже в рекламе.
  • Больше возможностей для рекламы. Это касается узких ниш и региональной рекламы. Гораздо проще и эффективнее задать в параметрах «гео + интересы» для более точного попадания в целевую аудиторию, чем ждать, пока соизволит кликнуть нужный человек.

Минусы:

  • Сложность при регулярном поиске информации из разных ниш. Поисковик выдает преимущественно те сайты, которые уже посещались. Если не будет информации по конкретному вопросу, на первой-второй странице может оказаться похожий запрос. Это только усложняет поиск в некоторых моментах.
  • Отслеживание конкретных позиций сайта. Настоящая головная боль вебмастеров. Если вы регулярно заходите на сайт, он по любому запросу будет на первом месте. Но у других пользователей нет. Раньше можно было отследить нахождение сайта по конкретному запросу в топе, а сейчас придется отключать персональный поиск или заходить в инкогнито.

Все минусы упираются исключительно в то, насколько человек грамотно подходит к поиску. Для профессионалов, которые постоянно ищут информацию в интернете, такая выдача иногда даже может мешать. Просто потому, что даже на одном сайте будет информация разного качества. А если добавить, что учитывается список интересов, то каким-нибудь журналистам, вебмастерам и копирайтерам будет сложно от постоянного изменения поисковой выдачи.

В целом, персонализация поиска — удобная штука, без которой сейчас было бы сложно. Особенно людям в крупных городах, где ориентироваться и даже просто комфортно жить без телефона уже практически нельзя. Надо что-то посмотреть, загуглить или оплатить через интернет, и все это постоянно в дороге и при дефиците времени.

Как отключить персонализацию

Отключение персонализации полностью сейчас практически нереально. Можно только убрать анализ поисковой выдачи. В Яндексе это можно сделать так:

  1. Идем по ссылке — https://yandex.ru/search/customize.
  2. Убираем галочку с «персональный поиск».

В Google практически то же самое. Нужно зайти в настройки (шестеренка рядом с поисковиком) и после этого ткнуть в «не показывать персональные результаты».

После отключения, чтобы сбросить все настройки персонализации, рекомендуется очистить историю поиска.

Зачем это нужно СЕО-специалисту

Для СЕО-специалиста персонализированный поиск — непозволительная роскошь. Особенно в рабочее время. Поисковые подсказки и страница выдачи будут подстраиваться под ежедневные запросы. А куда чаще всего будет заходить человек? На свой сайт, конечно же. И если не отключить выдачу, то будет казаться, что практически по всем запросам собственный сайт на первом месте. А поисковые подсказки будут выдавать то, что хочется, а не то, что реально происходит.

И если вовремя не отключить эту функцию, можно упустить важный момент, когда позиции по запросу упадут. Плюс поисковые подсказки будут заметно искажены, а этого допускать нельзя. Конечно, всегда можно воспользоваться специальными сервисами, но проще изначально отключить эту функцию, а для личных запросов пользоваться телефоном.

Как ориентироваться на поисковые подсказки

Поисковые подсказки — крутая штука, особенно для продвижения собственного сайта. Чтобы попасть в подсказки, нужно две вещи:

  1. Чтобы пользователи много раз в течение дня вводили нужный запрос.
  2. Чтобы упоминания запроса встречались в контенте сайтов.

Ориентироваться на поисковые подсказки нужно либо маркетологам либо сео-специалистам. Сейчас одно без другого существует только в сфере инфо-сайтов. Чтобы привлечь максимальное количество людей на страницу, нужно ориентироваться именно на самые популярные поисковые подсказки. И прорабатывать их через Wordstat, собирая и аккумулируя в конкретном материале на странице сайта.

Как узнать рейтинг сайта

Чтобы узнать позиции сайта по конкретному запросу, достаточно отключить персонализацию или зайти через режим инкогнито, вбить запрос и после этого посмотреть. Но если сайт новый или запрос непопулярный, придется потратить много времени. Проще искать позиции сайта с помощью специальных сервисов: be1, seogadget, siteposition. Работают сервисы следующим образом:

  1. Собрать поисковые запросы, по которым нужны позиции.
  2. Вбить все запросы по порядку.
  3. Ввести название сайта.

После этого можно получить статистику по всем вбитым поисковым запросам. Лучше всего это делать через 2-3 недели после публикации материала на странице. Поисковая выдача уже устаканится, и сайт будет занимать свои позиции. И периодически нужно проверять позиции по запросам для того, чтобы вовремя убрать страницы, которые просаживаются по позициям.

Персонализация поиска — удобная вещь, которая ориентируется на конкретных пользователей. Но пока она еще далека от совершенства, и для некоторых людей гораздо удобнее без неё. А для вебмастера и сео-специалиста вообще персонализированный поиск может сыграть злую шутку. Но в остальном — за персональным поиском будущее.